Основные сведения
Документы Школьный музей Допобразование
Методическая копилка Образование Вопрос-ответ
Родителям Статистика посещаемости Творчество учащихся
Образовательные стандарты
Финансово – хозяйственная деятельность Платные образовательные услуги Полезные ссылки
Руководство. Педагогический (научно – педагогический) состав Материально – техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса Структура и органы управления образовательной организацией
Школьный музей
 


Характеристики музея:

     1. Полное наименование музея:

На 9.04.82 г. – Музей боевой славы калиницев.

С 28.04.85 г. – Музей истории школы №4.

     2. Организация поискового-краеведческой работы музея:

На базе школьного музея организована работа кружков:

А) Для учащихся 2-х классов “Юные краеведы”.

Б) Для учащихся 5-11-х классов “Активисты школьного музея”.

- Под руководством В. И. Леликовой третий год успешно работает “Литературная гостиная”, одной из основных задач работы, в которой литературное краеведение (и в первую очередь на материале, связанном с историей школы, так как среди выпускников и учителей большое количество писателей, журналистов, краеведов…).

- Активизировать поисково-краеведческую работу в школе позволяет, ставшие традиционными, конкурсы объявляемые советом музея:

- “Записки летописца”.

- “Самая старая вещь в моём доме”.

- “Школьная династия”.

- “Литературное творчество” (для школьного рукописного журнала “Гусляр”).

- “Детство, опалённое войной” (воспоминание о войне).

- “Награды Родины” (конкурс рисунков, сочинений).

 

- “Письмо сверстнику в 1945 год” (конкурс сочинений).

     3. Краткая характеристика фондов музея, объём материалов, посвящённых военной истории).

     4. Название (тематика разделов экспозиций).

С 1994 г. (после смерти Семёновой Р.А.) хранителями школьного музея стали учащиеся – члены совета музея под руководством Алямкиной Ирины Рифовны. Основные экспозиции музея сохранены в том же объёме. Некоторый материал дополнен, расширен, отреставрирована мемориальная доска с занесением в список фамилий, недавно обнаруженных учащимися и фамилий выпускников, погибших в Афганистане и Чечне! Музейная комната (площадью 60 квадратных метров) имеет три основных раздела:

1956 г. – 2 тома школьной летописи;

1966 г. – создание исторического памятника М.И. Калинину.

1967 г. – создание на территории школьного соснового бора обелиска выпускникам школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

1975 г. – открытие комнаты боевой и трудовой славы калининцев.

1985 г. – присвоено почётное звание «Народный музей».

1986 г. - после реставрации и расширения экспозиций – музей истории школы.

С 1994 г. (после смерти Семёновой Р.А.) хранителями школьного музея стали учащиеся – члены совета музея под руководством Алямкиной Ирины Рифовны. Основные экспозиции музея сохранены в том же объёме. Некоторый материал дополнен, расширен, отреставрирована мемориальная доска с занесением в список фамилий, недавно обнаруженных учащимися и фамилий выпускников, погибших в Афганистане и Чечне!

Музейная комната (площадью 60 квадратных метров) имеет три основных раздела:

В первом разделе размещены экспозиции:

- Женская Алексеевская гимназия; в основе которой фотографии 19 века, 1902, 1913., журналы 1902 г. и 1905г., оборудование кабинетов физики, биологии, химии, книги 19 века и начала 20-го века.

- Школа 2-ой ступени.

- Школа имени М.И. Калинина.

- Педагоги и директора школы.

- Времён связывающая нить.

Второй раздел – “Мемориал” – основа музея; то, ради чего создавался музей.

Экспозиции раздела:

- Годы испытаний.

- Никто не забыт, ничто не забыто (об открытии обелиска).

- Родина – мать зовёт!

- Воинский долг неизменён.

- Калининцы в бою и труде.

Объём фондов, посвящённых
военной истории:

1. Мемориальная доска, отреставрированная и дополненная в связи с подготовкой к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

2. Стенды - 14 шт.

3. Папки биографические – 21 шт.

4. Папки – раскладки – 5 шт.

5. Письма – 48 шт.

6. Вещественные источники – 24 шт.

7. Фотографии – 80 шт.

8. Газеты – 12 шт.

9. Печатные издания – 18 шт.

10. Альбомы – 10 шт.

11. Рукописный журнал “Гусляр” №4 “конкурсное сочинение” (в честь 60-летия победы в Великой Отечественной Войне).

А) “Письма в 1945г.”.

Б) “Тот бой поныне длится…”

12. Летопись – 4 тома.

13. Видеокассета с записью телепередачи “40-е грозовые”; снятой в школьном музее.

14. Аудиокассета – музыкальная композиция совета музея “Никто не забыт, ничто не забыто”.

Всего источников: 240 единиц.

Третий раздел: История ученических коллективов, судьбы выпускников, экспозиции:

Ведётся работа по оформлению стенда “Школа смотрит в будущее”. Отдельная экспозиция “Чтобы помнили” – об основателе школьного музея Р. И. Семёновой, слова которой служат для школы наказом: “Задача всей нашей школы беречь, свято хранить наш музей, укрепить его своей работой, это наша память… Память о тех, кто погиб, память об истории нашей школы, память о тех, кто оправдывал и оправдывает своей жизнью имя калининца, хранит наш школьный музей ”.

     5. Использование музея в образовательно-воспитательном процессе школы:

На данный вопрос можно ответить на примере анализа работы школьного музея в 2002 – 2003 учебных годах.

     6. Экскурсионная, просветительная, методическая работа музея:

Ежегодно в музее проводится от 50 до 100 экскурсий, которые посещают более 1000 человек. Экскурсии проводятся для учащихся, учителей (причём и из других школ города, с. Волково), для студентов педколледжа №1, торгового колледжа, педуниверситета. Экскурсии разнообразны по тематике. Например, по разделу “Мемориал”:

- “Солдатский треугольник”.

- “По дорогам войны”.

- “У войны не женское лицо”.

- “Воспоминания из блокадного Ленинграда” (Литературная гостиная).

- “Всё для фронта, всё для победы”.

- “Тема войны в творчестве выпускника 1943 года, журналиста Ю. П.Залысина”.

- “Послевоенные встречи” или “Они сражались за Родину”.

Появилась новая традиция – проведение выставок – конкурсов форме проведения дней открытых дверей с подведением итогов при закрытии выставок, например:

- “Позволь моей душе открыться…” (выставка творчества учителей).

- “Самая старая вещь в моём доме”.

- “В гостях у кукольников пятых классов” (самодельные куклы для кукольного театра).

- “Вместе с бабушкой вдвоём” (выставки работ рукодельниц ко дню пожилого человека).

В образовательном процессе, музей используется очень активно:

- Открытые уроки по истории и литературе.

- Использование материалов для написания рефератов, докладов, сочинений, газетных статей, для открытия сайта в Интернете и т. д.

Просветительская и методическая работа находит отражение в таких видах деятельности, как:

     1) Проведение слёта поисковых отрядов на базе музея.

     2) Обмен опытом для слушателей областных курсов повышения квалификации учителей истории.

Важно отметить общественно-полезную деятельность музея:

- Передача ценных фотографии в государственный музей (позже их оценили в 30000 рублей).

- Участие в охране и восстановлении памятников на территории школы (памятник М. И. Калинину и обелиск выпускникам, погибшим в годы войны).

В музее ведётся работа по пополнению и обновлению экспозиций.

7. Использование материалов музея с СМИ и научно-популярных изданиях:

Телевидение: 27.04.95 г. 08.09.99 г; 29.10.99 г; 06.11.99 г; 09.11.99 г. (35 минут передача). Сентябрь, октябрь 2002 года, 14.08.04 г; 21.10.04 г.

Радио: ноябрь 2004 года.

Газета “Благовещенск”: 05.11.99 г; 26.01.01 г; 02.03.01 г; 28.05.03 г; 25.10.02 г; 20.10.04 г.

Газета “Амурская правда” (“Самовар”): 25.12.99 г; 2002 г. – в течение года; 28.10.04 г.

Газета “Старая мельница”: 26.03.99 г.

Газета “Амурская неделя”: 28.10.04 г.

8. Работа актива, совета музея:

В состав совета вводятся представители краеведческих кружков, избираются (по желанию) представители от классов. Ребята выбирают направление, по которому работают в течение года: “Архив”, “Реставраторы”, “Летопись”,”Экскурсоводы”, “Учёт документов”. Основной принцип: музей для детей и руками детей.